Понятие о профессиональном отборе
Выделим наиболее значимые проблемы приспособления человека к тем или иным условиям труда:
1) индивидуальная пригодность человека для выполнения данного вида трудовой деятельности, т. е. соответствие его физических, психических и психологических качеств характеру предстоящего труда;
137
2) соответствие уровня его подготовки и профессионального опыта решаемым производственным (должностным) задачам;
3) устойчивость установки на выполнение данного вида работы (заинтересованность, чувство долга и т. п.);
4) соблюдение требований безопасности труда;
5) физическая и психологическая способность в данный(конкретный) период эффективно решать вопросы производственной (служебной) деятельности.
Обобщая перечисленные проблемы, следует заключить, что речь идет о профессиональном отборе. Зачастую его разделяют на собственно профотбор и профессиональную ориентацию.
Профотбор охватывает те виды трудовой деятельности человека, которые предъявляют особые требования к нему: работы, связанные со стрессом; информационные перегрузки; работы в изолированных условиях (летчики, космонавты и другие профессии).
Для массовых профессий чаще применяется профориентация, помогающая выбрать человеку такую профессию, в которой бы наиболее полно реализовывались и развивались его способности. Большей частью это относится к выпускникам школ и вузов.
Систему профотбора составляют два раздела: профессиография и психодиагностика. Профессиография изучает содержание работы в целях определения знаний, умений и психических особенностей, требуемых от работника для выполнения данного вида труда. Психодиагностика на основании психологических методов (беседы, тесты и др.) выявляет особенности психических процессов человека и сопоставляет их с требованиями профессий. В обоих разделах большая роль отводится и контролю отбора.
Основа для разработки методов профессионального отбора — учение о способностях человека.
Под способностями в психологии понимают комплекс свойств человека, являющихся условием успешного овладения определенными видами деятельности, совершенствования в них и достижения высоких результатов.
Различает способности общие (память, внимание и пр.) и специфические (музыкальный слух, способность к рисованию и др.).
138
Центральное место в проблеме способностей занимает вопрос об их происхождении. Существуют две крайние точки зрения:
1) способности предопределены наследственностью (запрограммированы от рождения, заложены в генах);
2) способности определяются условиями жизни человека.
Психологические исследования показывают, что способности человека формируются и развиваются в течение жизни. Но формируются они не на «голом месте». Природной предпосылкой способностей являются задатки, т. е. некоторые природные способности. Причем связь между способностями и задатками не является жесткой и однозначной. Так, на основе сходных задатков могут развиваться различные способности, и, наоборот, на основе различных задатков могут быть сходные особенности.
Задатки каждого человека в высшей степени специфичны, уникальны, поскольку, как утверждает генетика, для человека характерен гигантский генетический полиформизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных вообще. Каждый человек обладает такой специфической для него системой качеств, которая позволяет достигнуть высоких результатов в ряде деятельностей. Специфичность способностей каждого человека требует тщательной индивидуализации процессов обучения и воспитания (вообще работы с людьми). Индивидуальные свойства личности так или иначе проявляются в трудовом процессе.
По своим психофизиологическим свойствам люди различаются. Эти различия важно учитывать. Нужно иметь также в виду, что большинство свойств в силу пластичности человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни. Поэтому направленное воспитание и обучение безусловно дает положительный эффект. Однако степень этого эффекта может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости психофизиологических свойств, человека (пороги ощущений, объем оперативной памяти т. д.). В связи с этим профессиональный психологический отбор там, где он необходим, ставит задачу выявить таких лиц, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения.
Важна проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами.
139
У человека имеется четыре основных свойства нервной системы: сила, динамичность, подвижность, лабильность.
Каждое из них характеризуется тремя показателями: 1) по возбудительному процессу, 2) по тормозному процессу, 3) по их балансу (уравновешенности).
Кроме основных свойств нервной системы, психофизиологические особенности человека определяются и другими качествами. Поэтому для получения разносторонней психофизиологической характеристики людей при их профотборе необходимо применять различные методические приемы.
140
137 :: 138 :: 139 :: 140 :: Содержание