Психология безопасности труда

       

Структура предметной деятельности


В предыдущем разделе было показано, что при определенных сочетаниях индивидуальных качеств, при некоторых психических и физических состояниях у человека может создаваться предрасположенность к несчастным случаям. Однако этим дело не исчерпывается. Необходимо помимо этого установить, как индивидуальные качества и состояния человека реализуются и выливаются непосредственно в несчастный случай.

Именно в деятельности, где на базе устойчивых качеств индивида проявляются его ситуативные качества, где имеют место взаимодополнение и компенсация одних качеств другими, происходит особенно полное выражение личности рабочего в целом. При данной трактовке несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как нарушение нормального процесса предметной деятельности (процесса труда). Разработана теория предметной деятельности (авторы А. Н. Леонтьев и др.).

В подразд. 1.3 дано понятие о трудовой деятельности и личности трудящихся. В настоящем разделе мы рассмотрим структуру предметной деятельности.

Деятельностью в общем случае принято называть специфическую форму активного отношения человека к окружающему его миру, которое он проявляет в его целесообразном преобразовании.

Поскольку окружающему нас неорганическому миру присуща энтропийная тенденция, то человеку, вносящему организацию в этот мир, приходится, как уже отмечалось, испытывать на себе различные формы его противодействия. В таком противодействии и в возможности превышения им допустимой для человека интенсивности кроется сама сущность опасности труда.

Побудителем деятельности являются потребности, возникающие в организме человека, т. е. нужда в чем-то лежащем вовне и необходимом для функционирования организма.

90

Человеку свойственны самые разнообразные потребности, вытекающие из необходимости поддержания своего существования и развития, которые можно по содержанию их проявления объединить в три основные группы: жить, познавать, занимать соответствующее место среди людей.

В первую группу входят интересующие нас в данном случае потребности в самосохранении (самозащите) и сохранении (защите) близких.
Большинство всех этих потребностей удовлетворяется посредством труда.

Появление потребностей еще само по себе не порождает деятельности: потребности создают лишь определенное влечение человека к чему-то, что может их удовлетворить. Деятельность возникает только тогда, когда в сознании человека актуализируется конкретный объект, способный удовлетворить эти потребности и таким образом стать ее целью.

Однако далеко не каждый подобный объект ею (т. е. целью) становится. Человеку свойственно выбирать цель деятельности не только исходя из ее способности удовлетворять его непосредственные потребности, но и исходя из других материальных и идеальных результатов, вытекающих из этой деятельности, т. е. должен еще быть и мотив. Ведь молодой специалист осваивает профессию не только из-за заработка, но и ради дальних результатов: профессионального роста, общественного признания, улучшения условий жизни и т. п.

Таким образом, если знание потребностей того или иного человека позволяет понять, почему он действует, то установление мотивов его деятельности дает ответ на вопрос: ради чего он это делает (подробнее о мотиве см. подразд. 7.5).



Внешние факторы, которые усиливают подобное стремление к цели, принято называть стимулами (например, престижная профессия, высокая зарплата и пр.).

С актуализацией цели в сознании человека сразу формируется план по ее достижению. План этот обычно состоит из ряда последовательных действий, каждое из которых направлено на выполнение отдельного шага по достижению к желанной цели деятельности. Поэтому А. Н. Леонтьев определяет действие как процесс, подчиненный представлению о том промежуточном результате, который должен быть достигнут.

План действий формируется на основе опыта прошлой деятельности (опыта, правил). Так, например, если целью

91

деятельности токаря является изготовление определенной детали; то в его план могут входить действия: зажать деталь в патрон, выполнить ее грубую обработку, придать требуемую форму и т. д. Это и есть промежуточные цели.


Объединяет же все эти действия в единую систему деятельности ее конечная цель и общий мотив.

В план действия людям свойственно включать главным образом крупные структуры, образующие деятельность. Однако в него могут включаться и более мелкие действия, те, которые существенно влияют на результат деятельности; в которых ожидается возможность неудачи; действия, представляющие опасность аварии, несчастного случая.

Иначе говоря, человек планирует выполнение тех действий, которым он придает достаточно большое значение.

Значение того или иного действия (или предмета) формируется в социальной среде и отражает его наиболее существенные свойства, связи, отношения. Так, например, каждый шофер понимает значение в его работе тормозов, стоп-сигнала, а электрик — значение хорошего контакта и пр.

Однако, наряду с общепринятыми представлениями о тех или иных действиях, явлениях, предметах (т. е. с их значениями), можно говорить о субъективном отражении этих реальностей в индивидуальном сознании данного человека — о том смысле, который они приобретают для него. Общепринятое значение того или иного факта получает свою индивидуальную интерпретацию, преломляется под углом психических особенностей, мотивов, тенденций, интересов.

Если продолжить анализ структуры предметной деятельности и от планов действий перейти уже к их практической реализации, то следует выделить одну, еще более мелкую единицу деятельности — операцию. Под операцией принято понимать сам конкретный способ, который избирается человеком для выполнения предметного действия. Так, например, действие по снижению скорости движения автомобиля, в зависимости от условий шофер выполняет посредством разных операций.

Таким образом, операция оказывается фактически уже «технологией» действия. Выбор операций осуществляется исходя из задачи, которая решается в действии. Задачу А. Н. Леонтьев определил как цель, данную в определенных условиях (по формуле: задача = цель + условия).

Итак, резюмируя сказанное о структуре организации Предметной деятельности, можно заключить, что каждая новая деятельность



92

основывается на прошлом опыте и начинает развиваться во внутренней, мыслительной сфере с актуализации целя и плана действия. Этот план затем реализуется во внешней, предметной сфере путем последовательного выполнения этих действий посредством соответствующих операций.

Следовательно, основными составляющими предметной деятельности оказываются действия, избираемые- исходя из того смысла, который они приобрели для индивида в результате прошлого опыта и который они имеют в выполняемой деятельности. Поэтому ключом к пониманию поведения человека может явиться выявление тех смыслов, которые он усматривал в отдельных случаях.

Следовательно, для трактовки поступка человека нужно выявить смысл, который имеет для него это действие, — выявить и содержание, которое он в нем усматривает, и его отношение (эмоции) к нему.

Обе составляющие смысла действия неразрывно связаны между собой, как две стороны некоторого диалектического единства. Однако для удобства анализа предметного действия мы позволим себе условно расчленить две указанные стороны смысла и рассматривать организацию действия раздельно:

— в сфере информационных процессов,

— в сфере эмоциональных (энергетических) проявлений.

Правомерность этого дают физиологические исследования, указывающие на наличие у человека двух различных функциональных подструктур психической регуляции; одной, связанной с левым полушарием мозга и управляющей информационными процессами, и другой, связанной с правым полушарием мозга и ответственной за эмоциональные проявления.

93

90 :: 91 :: 92 :: 93 :: Содержание


Содержание раздела