Основы мер обеспечения высокой доступности
Основой мер повышения доступности является применение структурированного подхода, нашедшего воплощение в объектно-ориентированной методологии. Структуризация необходима по отношению ко всем аспектам и составным частям информационной системы – от архитектуры до административных баз данных, на всех этапах ее жизненного цикла – от инициации до выведения из эксплуатации. Структуризация, важная сама по себе, является одновременно необходимым условием практической реализуемости прочих мер повышения доступности. Только маленькие системы можно строить и эксплуатировать как угодно. У больших систем свои законы, которые, как мы уже указывали, программисты впервые осознали более 30 лет назад.
При разработке мер обеспечения высокой доступности информационных сервисов рекомендуется руководствоваться следующими архитектурными принципами, рассматривавшимися ранее:
- апробированность всех процессов и составных частей информационной системы;
- унификация процессов и составных частей;
- управляемость процессов, контроль состояния частей;
- автоматизация процессов;
- модульность архитектуры;
- ориентация на простоту решений.
Доступность системы в общем случае достигается за счет применения трех групп мер, направленных на повышение:
-
безотказности (под этим понимается минимизация вероятности возникновения какого-либо отказа; это элемент пассивной безопасности, который дальше рассматриваться не будет);
-
отказоустойчивости (способности к нейтрализации отказов, "живучести", то есть способности сохранять требуемую эффективность, несмотря на отказы отдельных компонентов);
-
обслуживаемости (под обслуживаемостью понимается минимизация времени простоя отказавших компонентов, а также отрицательного влияния ремонтных работ на эффективность информационных сервисов, то есть быстрое и безопасное восстановление после отказов).
Главное при разработке и реализации мер обеспечения высокой доступности – полнота и систематичность.
В этой связи представляется целесообразным составить (и поддерживать в актуальном состоянии) карту информационной системы организации (на что мы уже обращали внимание), в которой фигурировали бы все объекты ИС, их состояние, связи между ними, процессы, ассоциируемые с объектами и связями. С помощью подобной карты удобно формулировать намечаемые меры, контролировать их исполнение, анализировать состояние ИС.