Основные понятия
Управление можно отнести к числу инфраструктурных сервисов, обеспечивающих нормальную работу компонентов и средств безопасности. Сложность современных систем такова, что без правильно организованного управления они постепенно деградируют как в плане эффективности, так и в плане защищенности.
Возможен и другой взгляд на управление – как на интегрирующую оболочку информационных сервисов и сервисов безопасности (в том числе средств обеспечения высокой доступности), обеспечивающую их нормальное, согласованное функционирование под контролем администратора ИС.
Согласно стандарту X.700, управление подразделяется на:
-
мониторинг компонентов;
-
контроль (то есть выдачу и реализацию управляющих воздействий);
-
координацию работы компонентов системы.
Системы управления должны:
- позволять администраторам планировать, организовывать, контролировать и учитывать использование информационных сервисов;
- давать возможность отвечать на изменение требований;
- обеспечивать предсказуемое поведение информационных сервисов;
- обеспечивать защиту информации.
Иными словами, управление должно обладать достаточно богатой функциональностью, быть результативным, гибким и информационно безопасным.
В X.700 выделяется пять функциональных областей управления:
-
управление конфигурацией (установка параметров для нормального функционирования, запуск и остановка компонентов, сбор информации о текущем состоянии системы, прием извещений о существенных изменениях в условиях функционирования, изменение конфигурации системы);
-
управление отказами (выявление отказов, их изоляция и восстановление работоспособности системы);
-
управление производительностью (сбор и анализ статистической информации, определение производительности системы в штатных и нештатных условиях, изменение режима работы системы);
-
управление безопасностью (реализация политики безопасности путем создания, удаления и изменения сервисов и механизмов безопасности, распространения соответствующей информации и реагирования на инциденты);
-
управление учетной информацией (т.е.
взимание платы за пользование ресурсами).
В стандартах семейства X. 700 описывается модель управления, способная обеспечить достижение поставленных целей. Вводится понятие управляемого объекта как совокупности характеристик компонента системы, важных с точки зрения управления. К таким характеристикам относятся:
атрибуты объекта;
допустимые операции;
извещения, которые объект может генерировать;- связи с другими управляемыми объектами.
Согласно рекомендациям X.701, системы управления распределенными ИС строятся в архитектуре менеджер/агент. Агент (как программная модель управляемого объекта) выполняет управляющие действия и порождает (при возникновении определенных событий) извещения от его имени. В свою очередь, менеджер выдает агентам команды на управляющие воздействия и получает извещения.
Иерархия взаимодействующих менеджеров и агентов может иметь несколько уровней. При этом элементы промежуточных уровней играют двоякую роль: по отношению к вышестоящим элементам они являются агентами, а к нижестоящим – менеджерами. Многоуровневая архитектура менеджер/агент – ключ к распределенному, масштабируемому управлению большими системами.
Логически связанной с многоуровневой архитектурой является концепция доверенного (или делегированного) управления. При доверенном управлении менеджер промежуточного уровня может управлять объектами, использующими собственные протоколы, в то время как "наверху" опираются исключительно на стандартные средства.
Обязательным элементом при любом числе архитектурных уровней является управляющая консоль.
С точки зрения изучения возможностей систем управления следует учитывать разделение, введенное в X.701. Управление подразделяется на следующие аспекты:
- информационный (атрибуты, операции и извещения управляемых объектов);
- функциональный (управляющие действия и необходимая для них информация);
- коммуникационный (обмен управляющей информацией);
- организационный (разбиение на области управления).
Ключевую роль играет модель управляющей информации.