Процесс подготовки СПДСБ
Представление о том, каким образом проходил процесс разработки проекта Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия (СПДСБ), очень важно для понимания смысла плана в целом. Процесс был разработан так, чтобы он вписывался в процедуры, принятые в Кыргызской Республике, и строился на опыте в области планирования деятельности по биоразнообразию, имеющемуся в стране, регионе и в мире. Уроки, вынесенные из разработки СПДСБ, получили отражение в структуре плана. Важно, чтобы реализация СПДСБ основывалась на информации, участии и опыте, получивших развитие в ходе их подготовки.
Управление процессом
Процесс разработки СПДСБ включал в себя управление и координацию действий следующих групп:
Наблюдательный комитет
· Представители Правительства · Представители государственных учреждений · Специалисты | |||||||||||
Специалисты–консультанты
· Ключевые заинтересованные стороны · Специалисты в области информации | |||||||||||
Координационная группа СПДСБ
· Координатор · Представитель Министерства охраны окружающей cреды · Специалисты–советники · Переводчики · Ассистенты | Заинтересованные стороны
· Гос.учреждения · Неправительственные организации · Академические институты · Деловые группы · Финансирующие организации | ||||||||||
Средства массовой информации
· Местное и республиканское радио, телевидение и газеты | |||||||||||
Международная группа
· Общее руководство · Техническое содействие |
Координационная группа СПДСБ: Координационная группа СПДСБ сосредоточилась ( сделала акцент) на подготовительном процессе. Группа состояла из:
· Координатора (Садыкова Ч.);
· Представителя Министерства охраны окружающей cреды: ведущего специалиста Управления по биоразнообразию и ООПТ (Балбакова Ф.);
· Специалистов–консультантов: различных специалистов, включая Национального советника проекта, специалиста в области биоразнообразия (Шукуров Э.Дж.), образования и информирования общественности (Дыйканова Ч.), экономики и институционального развития (Суюнбаев М.);
· Переводчиков и ассистентов: различные специалисты оказывали поддержку в проведении работы другими членами группы.
Наблюдательный комитет (Steering Committee): За процессом подготовки СПДСБ вел наблюдение Наблюдательный комитет (НК). В состав НК вошли руководящие работники ключевых государственных учреждений (МООС, Гослесагентства, Минфина), представители академических институтов и НПО. НК возглавил министр охраны окружающей cреды Кыргызской Республики Боконбаев К.Дж. НК обеспечил общее руководство, одобрение и поддержку на ключевых стадиях подготовительного процесса.
Международная группа: Министерство охраны окружающей cреды пригласило британскую неправительственную природоохранную организацию “Фауна и Флора Интернэшнл” (FFI) для обеспечения осуществления общего руководства и оказания технического содействия в процессе подготовки СПДСБ. Три члена FFI работали совместно с координационной группой СПДСБ на всех стадиях процесса.
Специалисты–консультанты: В подготовке СПДСБ приняли участие более 50 специалистов–консультантов. Большинство из них работали в течение коротких промежутков времени и внесли свой вклад в проект, вложив свои знания и опыт. На различных стадиях процесса эти консультанты работали в небольших рабочих группах, обсуждая совместно различные вопросы.
Однако, в силу междисциплинарного характера проекта, основное внимание уделялось максимальному сотрудничеству между как можно большим числом заинтересованных сторон, чем ограничение работой в стационарных рабочих группах.
Заинтересованные стороны: В подготовку СПДСБ были вовлечены сотни лиц и организаций (см. Приложение 4). По мере продолжения процесса круг заинтересованных сторон расширялся, и проводилось поощрение повышения их степени участия (начиная от простого получения информации о процессе и заканчивая проявлением инициативы в деятельности по планированию и реализации). Национальное и более общее значение СПДСБ означало, что многие заинтересованные стороны внесли вклад в проект в порядке выполнения своей работы, а не выполнения какого-то конкретного задания специально для проекта СПДСБ.
Средства массовой информации: Широкое информирование общественности о СПДСБ составило важную часть процесса. В частности, это помогло заинтересованным сторонам участвовать в процессе, будучи хорошо информированными о нем, и повысило осведомленность в вопросах сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. Поощрялось и посещение средствами массовой информации (телевидение, радио и газеты) многих подготовительных мероприятий и даже их участие в них. Национальная программа информирования общественности по вопросам окружающей cреды (профинансированная британским правительственным Фондом “Ноу–Хау”) проводилась параллельно с разработкой СПДСБ.
Процесс
Стадия 1: Подготовка (месяцы 1–2)
· Принятие на работу Генерального менеджера проекта;
· Местные консультации с Министерством охраны окружающей cреды и ключевыми заинтересованными сторонами и специалистами;
· Разработка и согласование рабочих планов;
· Разработка и согласование ведения подготовки;
· Создание группы СПДСБ (координационная группа, национальные консультанты).
Основные результаты
· Разработаны рабочие процедуры;
· Создана группа СПДСБ.
Стадия 2: Сбор и оценка информации (месяцы 3–4)
· Информационное совещание и инструктаж с консультантами по СПДСБ и необходимой информации;
· Предварительный сбор информации;
· Семинар по планированию и тренингу;
· Дальнейший сбор информации;
· Общественные форумы (в Бишкеке и Оше);
· Подготовка обзора исследований состояния биоразнообразия в стране (“Country Study”);
· Распространение обзора исследований состояния биоразнообразия в стране;
· Форумы по представлению промежуточного Национального доклада, подготовленного по результатам исследований состояния биоразнообразия в стране (в Бишкеке и Оше).
Основные результаты
· Составлен Национальный доклад по результатам исследований состояния биоразнообразия в стране;
· Повышение осведомленности и участия заинтересованных сторон.
Стадия 3: Планирование действий (месяцы 5–9)
· Семинар по планированию действий;
· Составление проекта плана действий;
· Рассмотрение и согласование проекта плана;
· Составление окончательного варианта плана.
Основные результаты
· Составлен окончательный вариант плана;
· Более широкое участие заинтересованных сторон.
Стадия 4: Реализация (месяц 10 и далее)
· Представление проекта плана;
· Поиск средств на финансирование действий и их размещение;
· Создание координационных механизмов СПДСБ;
· Реализация действий СПДСБ.
Основные результаты
· Начало реализации действий СПДСБ;
· Координация реализации.
Основополагающие принципы
Важные принципы, используемые в Национальном планировании деятельности по биоразнообразию, показаны в других документах (особенно, в “Национальное планирование деятельности по биоразнообразию: руководство, основанное на мировом опыте” (WRI/UNEP/IUCN) и в различных документах Конвенции о биологическом разнообразии). Основополагающие принципы, описанные ниже, являются ключевыми в подготовительном процессе в Кыргызской Республике.
Участие заинтересованных сторон
Участие заинтересованных сторон в разработке СПДСБ имеет крайне важное значение по ряду причин:
· реализация СПДСБ окажет воздействие на широкий круг учреждений, формирование политики, планов и сама подвергнется воздействию с их стороны;
· в реализации плана примет участие значительное число групп. Их осведомленность, поддержка и вклад в подготовку имеют важное значение;
· несмотря на то, что многие люди являются заинтересованными сторонами в сохранении биоразнообразия, данная деятельность не является для них приоритетной. Успешная реализация плана основывается на доброй воле, поддержке и одобрении.
· хотя план получит статус официального государственного документа, будет существовать несколько механизмов, позволяющих обеспечить реализацию плана.
Различные группы проявили разную степень участия, в зависимости от:
· значения важности биоразнообразия для них;
· того, насколько они смогут быть вовлечены в реализацию СПДСБ;
· степени влияния, которое они могут оказывать на сохранение биоразнообразия (положительное или отрицательное, финансовое, политическое, непосредственное использование и т.д.);
· масштаба их деятельности (СПДСБ является планом национального
уровня, следовательно, степень участия заинтересованных сторон международного или местного уровня не обязательно всегда была высокой);
· желания заинтересованных сторон участвовать в процессе;
· имевшегося времени и ресурсов (хотя вовлечение более широкого круга заинтересованных сторон происходило иногда быстрее и обходилось дешевле).
Процесс подготовки СПДСБ был задуман таким образом, чтобы удовлетворить необходимость обеспечения различных уровней участия, но и так, чтобы поощрять заинтересованные стороны, начинавшие с низкого уровня участия (т.е. с получения информации о ходе процесса), становиться более активными (т.е. проявлять инициативу в планировании и реализации).
Планирование как процесс
Основным результатом подготовительного процесса было, несомненно, составление Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия. Однако, основная цель процесса состояла в улучшении, в конечном счете, сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике и, следовательно, составлении плана, который будет реализован. Поэтому важный аспект проекта заключался в том, как составлялся план, а не только в том, что было составлено.
Таким образом, имел место постоянный баланс между качеством содержания
окончательного варианта плана в отношении:
· детальности,
· полноты,
· точности,
и качеством процесса его разработки в отношении:
· вероятности реализации действий,
· вклада в процесс заинтересованных сторон,
· причастности и согласия заинтересованных сторон,
· соответствия действий,
· осведомленности о плане.
Качество процесса дополняло качество содержания, хотя временами неизбежно приходилось искать компромисс между ними. Например, публикация “блестящего”, высококачественного варианта доклада исследований состояния биоразнообразия в стране (“Country study”) означала бы меньшее количество опубликованных экземпляров, что, в свою очередь, сократило бы количество заинтересованных сторон, получивших бы их.
Создание потенциала существующих учреждений
Принцип создания потенциала существующих учреждений был решающим в отношении ряда проблем, включая такие, как:
· многие из ранее хорошо финансировавшихся учреждений в настоящее время испытывают проблемы, связанные с переходным социально-экономическим положением;
· изменение ситуации также выражается в том, что данные учреждения обладают высоким потенциалом в одних областях (например, высокая подготовка академических работников), но не имеют его в других (например, навыки управления проектным циклом);
· ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые на сохранение биоразнообразия, означают, что проект СПДСБ был бы более действенным, если бы он был сфокусирован на более эффективном использовании существующих ресурсов, чем на создании новых учреждений;
· институциональная устойчивость СПДСБ будет обеспечена путем укрепления существующих учреждений.
Данный принцип использовался в ряде мероприятий в ходе процесса, включая:
· развитие навыков (например, управление циклом проекта, использование компьютеров, языковая подготовка, проведение семинаров);
· создание сети (отличный уровень взаимодействия, имевший место в Советском Союзе, был частично восстановлен, например: семинары предоставили многим руководителям особо охраняемых территорий возможность вновь работать вместе впервые в постсоветское время);
· причастность (заинтересованные стороны поощрялись брать на себя ответственность за все аспекты деятельности в плане действий, что придавало им осознание причастности к СПДСБ);
· использование существующих структур (например, была обеспечена интеграция действий СПДСБ с существующей повседневной практикой и законодательными актами);
· рабочий язык (рабочим языком на всех стадиях был русский; основная информация была переведена на кыргызский язык, хотя ввиду международного характера некоторых аспектов, некоторая информация требовалась на английском;
· внешняя помощь (в ответ на запрос, выдвинутый участвующими национальными учреждениями, к работе была привлечена международная группа, которая оказывала консультации, но не доминировала в процессе и не диктовала его направление).
Гибкость
Принцип гибкости применялся в ряде случаев в процессе:
· график и структура процесса приспосабливались к изменяющейся ситуации по мере продвижения проекта, особенно по мере развития потребностей различных заинтересованных сторон;
· получение обратной связи от заинтересованных сторон было постоянным и играло важную роль в гибкости процесса;
· переходный характер социального, политического и экономического положения Кыргызской Республики означал, что проект СПДСБ должен был быть составлен таким образом, чтобы гибко реагировать на непредсказуемые изменения в предстоящие годы;
· поощрялась гибкость взаимодействия между заинтересованными сторонами, поскольку разработка плана зачастую требовала разрешения конфликтов или переговоров по согласованию позиций.